Главная » Файлы » Контрольные работы

Народное художественное творчество
17.11.2017, 12:01

Задание 1. Ответьте на вопросы о Русском Севере:

 

1. Назовите области и республики, территория которых полностью относится к Русскому Северу (в соответствии с современным территориально-административным делением РФ).

К Русскому Северу относятся следующие области и республики: Архангельская область, Вологодская область, Мурманская область, Республика Коми, Республика Карелия.

 

2. Назовите районы Архангельской области, территория которых в 19 веке относилась к Вологодской губернии.

Территории Вельского, Ленского, Красноборского и Котласского районов Архангельской области в 19 веке относились к Вологодской губернии.

 

3. Назовите районы Архангельской области, территория которых в 19 веке относилась к Олонецкой губернии.

Территории Каргопольского и Онежского районов относились в 19 веке к Олонецкой губернии.

 

4. Через какие районы протекают реки Онега, Пинега, Северная Двина, Мезень?

Районы следует называть в определённом порядке – по течению реки.

Онега – Каргопольский район, Плесецкий район, Онежский район.

Пинега – Красноборский район, Верхнетоемский район, Пинежский район, Приморский район и Холмогорский район.

Северная Двина – Котласский район, Красноборский район, Верхнетоемский район, Виноградовский район, Холмогорский район, Приморский район.

Мезень – Лешуконский район, Мезенский район.

 

 

Задание 2. Ответьте на вопросы о традиционной обрядовой культуре:

1. К каким праздникам приурочены следующие сельскохозяйственные работы: выгон скота на пастбище, сенокос, начало жатвы? Назовите даты по старому и новому стилю.

Выгон скота приурочен к Николе Вешнему 22.05 (09.05 по ст.ст.).

Сенокос – к Ивану-травнику 07.07 (24.06 по ст.ст.) и Петрову дню 12.07 (29.06 по ст.ст.).

Начало жатвы – Ильин день 02.08 (20.07 по ст.ст.).

 

2. Приведите примеры культа растений в календарных обрядах. Назовите даты праздников.

Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи). Дерево вербы символизирует весну; считалось, что она передает здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным. Вербу освящают в церкви, хлещут детей и домашний скот (Вербохлёст). Делают как оберег дома кукол-вербниц с веточками вербы в руках, целебными травами и зерном. В Егорьев день веточками вербы выгоняют скот. Хранят ветки вербы весь год над дверью.

В троицких обрядах (через 7 дней после Пасхи) более древние элементы связаны с культом растений. Это в первую очередь внесение в деревню украшенного деревца, чаще всего березки. У севернорусских нередко вносят все дерево целиком, в других районах молодежь несет на голове венки из ветвей березы. Эти венки плетут сперва из березовых ветвей и лишь затем — из цветов. В местах, богатых лесами, венки для русалок плетут из ветвей двух стоящих рядом берез, связав их кроны.

 

3. Что такое подблюдные песни? Кто, когда и с какой целью исполнял их?

Подблюдные песни – это песни, которые сопровождали святочные гадания девушек. Для таких гаданий использовались блюдо или поднос. Девушки клали на блюдо перстень или колечко и закрывали платком или шалью, затем пелись подблюдные песни. Содержание песни относили к тому, чье кольцо оказывалось вынутым. Образ подблюдной песни заключал в себе иносказание, намек, по которому судили о будущем. У песни был обязательный припев, который закреплял гадание.

Таким образом, исполнялись подблюдные песни девушками на святки с целью получить зашифрованное предсказание и узнать о своём будущем.

 

4. Как определяются даты подвижных праздников народного календаря?

Календарные праздники, не имеющие постоянной даты, определяются, ориентируясь на праздник ПАСХА, который отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

За 7 недель до Пасхи заканчивается Масленица.

За 7 дней до Пасхи – Вербное воскресенье.

Через 7 дней после Пасхи- Красная горка (начало хороводных гуляний).

Через 7 недель после Пасхи – Троица.

 

5. Назовите свадебные периоды народного календаря. Укажите даты. Чем обусловлено проведение свадеб в эти периоды?

Большинство браков приходилось на осень, от Покрова 14.10.(1.10 по ст.ст) и до Филиппова заговенья 28.11.(14.11 по ст.ст.), а так же на зиму от Крещения 19.01 (06.01 по ст.ст.) до конца Масленицы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.

Такие периоды обусловлены тем, что свадьбы проводились в свободное от сельскохозяйственных работ время. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб «не играли».

 

6. Приведите примеры соединительной магии в свадебном обряде.

Невеста дарит жениху поношенный платок – «присушить» жениха.

Молодая жена одаривает родню жениха (полотенца, рубахи, пояса) как связь между «своим» и «чужим».

Руки молодых соединяют и связывают рушником.

Каравай (сначала откусывают молодожёны, затем – гости).

 

7. Назовите музыкальный жанр погребального обряда. Назовите другие обряды жизненного цикла, частью которых стал этот жанр. По какой причине?

Музыкальный жанр погребального-поминального обряда – причитания.

Этот жанр стал частью рекрутского (переход в другой мир, т.к. уходили на 25 лет) и свадебного обряда (например, причитания невесты - причитания исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещении невестой бани, перед отъездом ее вместе с женихом к венцу. После венчания причитания не исполнялись), а также одним из родильно-крестильных обрядов, связанного с послеродовым периодом - периодом обретения нового статуса как матерью, так и младенцем. Ребенок приобретает статус человека, а молодая женщина – матери, возвращаясь при этом в прежнее сообщество после пребывания в «чужом», пограничном мире (например, причитания над колыбелью младенца).

Причина в том, что главный смысл причитаний в выражении в них определенного эмоционального отношения; их главное назначение в том, чтобы выражать определенные чувства, дать эмоциональную разрядку. Причитания также выполняли магическую функцию – с их помощью верили в то, что облегчают человеку переход из одного мира в другой, оберегают уходящего.

 

 

Задание 3. Ответьте на вопросы о северном русском народном костюме.

1. Назовите основные отличия северного русского женского костюма от южного.

В северном женском костюме: сарафанный комплекс с кокошником, в вышивке преобладает красный цвет, орнамент с особым сюжетом.

В южном костюме комплекс с понёвой (юбкой) и кикой, в вышивке – многоцветье, орнамент геометрический.

 

2. В чём заключается принципиальное отличие женского головного убора от девичьего?

Женский головной убор состоит из нескольких частей, его главный принцип – многослойность (повойник, кокошник+платок, плат, шаль). Девичий головной убор – повязка, перевязка, венец.

 

3. Назовите традиционные места расположения узора на костюме. Объясните, чем это обусловлено.

Традиционные места расположения узора на костюме – по подолу, по вырезу горловины, низу рукавов, оплечьям. Это обусловлено охранительной магией.

 

4. Для изготовления нитей и тканей до 20 века использовались только волокна натурального происхождения (лён, шерсть, шёлк, хлопок). Укажите, какие нити и ткани можно было произвести в условиях Русского Севера, а какие нужно было покупать.

В условиях Русского Севера производились ткани из конопли, льна, шерсти.

В Поморье нельзя было вырастить лён, но легко можно было купить ткани (морская торговля): покупались хлопчато-бумажные ткани - ситец, кумач (красный ситец), шелковые ткани, парча (шелковая ткань с металлической нитью), кашемир (тонкая шерстяная ткань).

 

5. Назовите ткани, из которых шились сарафаны на Русском Севере.

Сарафаны шились из льняной ткани (льняная пестрядь, льняная набойка), из покупных шерстяных тканей, кумача, шёлковых и парчовых тканей.

 

6. Назовите ткани, из которых шились рубахи на Русском Севере.

Рубахи шились из льняного полотна, льняной пестряди, покупной ткани и ткани домашнего изготовления.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в ХVII – XX вв. – Архангельск, 1997.
  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб, 1993
  3. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногорский район Вологодской об-ласти). – М., 1985
  4. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в ХIХ – начале ХХвв.: Этнографические очерки. – Л.,1983
  5. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера". – М.: Северный паломник, 2006.
  6. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – Л., 1963.
  7. Русские / Отв. ред. В.А.Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук.– М.: Наука, 1997.
  8. Русский Север: Этническая история и народная культура ХII–ХХвв. – М., 2001.
  9. Северный русский народный костюм конца ХIХ – начала ХХ вв.: Комплект из 18 открыток. – М., 1993.
Категория: Контрольные работы | Добавил: Atana | Теги: Русский Север, обрядовая культура, народный костюм
Просмотров: 1426 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar