Россия – государство, создавшее великую культуру. На протяжении всей российской истории именно культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире. Сегодня, в условиях обострения глобальной идейно-информационной конкуренции и не в полной мере преодоленных последствий национальных катастроф XX века это свойство российской культуры становится определяющим для будущего страны [3].
В России культура давно развивалась по одним законам, а оценивалась в риторике либерального закона 90-х годов. Теперь о культуре заговорили как о самом главном факторе развития государства. «О культуре говорили как о чем-то сопутствующем, художественную деятельность перевели в оказание эстетических услуг. Но наконец-то сказали, что культура – это главное, что дает любое общество, любой народ» [5].
Актуальность темы контрольной работы связана с тем, что 24 декабря 2014 года Владимир Путин утвердил основы государственной культурной политики. Документ отражает отношение государства к культуре как к «миссии, как к общественному благу, как к историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов». На основах должна выстраиваться соответствующая законодательная база, в том числе новый закон о культуре, который на сегодняшний день ещё не принят.
Напомним, проект «Основ государственной культурной политики» вынесли на общественное обсуждение в мае. Обсуждение длилось до конца сентября. Обсуждение документа было открытым, широким и «это было действительно народное обсуждение, споры были острыми и горячими». Таким образом, актуальность данной темы является неоспоримой.
Основы призывают переосмыслить роль культуры, которую в последнее время многие привыкли воспринимать как сферу услуг досуга и развлечений. Такой узкий, отраслевой подход не соответствует ни задачам развития страны, ни запросам общества, ни требованиям времени.
Новый подход предполагает, что российскую культуру рассматривают «не как сферу услуг или деятельность отдельных учреждений... а как основу общественной жизни, как явление чрезвычайно широкое и важное для жизни общества» [5].
Министерство культуры поддержало принятые «Основы государственной культурной политики.
Целью данной работы является рассмотрение цели, задач и основных направлений государственной культурной политики, отражённых в проекте Основ государственной политики и сравнение их с деятельностью муниципального учреждения культуры «_________».
Задачи, с помощью которых будет достигнута данная цель, следующие:
- рассмотреть цели, задачи, принципы и направления государственной культурной политики;
- определить круг проблем государственной культурной политики и рассмотреть основные тенденции развития;
- осуществить анализ деятельности МУК «_________» в разрезе основных направлений государственной культурной политики, использовав Устав учреждения.
Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.
Государственная культурная политика основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности.
Природа русской культуры, обеспечивающей единство многонационального народа России на основе сохранения культурной и национальной самобытности всех народов страны, делает необходимым отражение в государственной культурной политике культурного своеобразия каждого региона страны, каждого народа или этноса. Государственная культурная политика призвана стимулировать насыщенность культурной жизни в каждом регионе России, способствовать развитию межрегионального культурного взаимодействия. Это является важнейшим фактором роста качества жизни, залогом динамичного развития субъектов Российской Федерации, основой единства не только культурного пространства, но и государственного единства России.
Государственная культурная политика предполагает повышение общественного статуса культуры, влияние культуры на все сферы государственной политики и жизни общества, рассматривается не как единожды принятый и закрепленный в программах и мероприятиях комплекс мер, а как непрерывный динамичный процесс. Она постоянно корректируется в зависимости от изменений внутренней и внешней ситуации, учитывает вновь появляющиеся проблемы, изменяет набор действий при невозможности достичь требуемого результата первоначально выбранными средствами.
В основу государственной культурной политики положены зафиксированные в Конституции Российской Федерации гражданские свободы и права, обязанности и ответственность граждан и государства [3].
Цель государственной культурной политики - духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры.
Содержанием современной государственной культурной политики России является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России, мировой культуры, развития творческих способностей личности, способностей к эстетическому восприятию мира, приобщения к различным видам культурной деятельности.
Государственная культурная политика должна строиться на следующих принципах:
- влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества;
- понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры;
- приоритет права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия России перед имущественными интересами физических и юридических лиц;
- сочетание универсальности цели государственной культурной политики и уникальности субъектов и объектов культурной деятельности;
- территориальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности;
- преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.
Реализация государственной культурной политики предполагает решение комплекса стратегических задач, часть из которых в сегодняшней практике государственного управления с культурой не связана или связана косвенно, но при этом все они имеют исключительное значение для общественного и культурного развития страны и в равной степени относятся к государственному и негосударственному сектору культурной деятельности.
1. Сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа.
2. Развитие и защита русского языка - государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, - как основы гражданского и культурного единства Российской Федерации.
3. Поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов России.
4. Поддержка и развитие благоприятной для становления личности информационной среды.
5. Широкое привлечение детей и молодежи к участию в познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях, объединениях, коллективах.
6. Развитие русской и национальных культур народов России, создание условий для профессиональной творческой деятельности, для творческой самодеятельности граждан, сохранение, создание и развитие необходимой для этого инфраструктуры.
7. Поддержка существующих и вновь создаваемых институтов и общественных инициатив, связанных с различными видами культурной деятельности.
8. Практическое обеспечение равных прав граждан на доступ к культурным ценностям, на свободное творчество, занятие культурной деятельностью, на пользование учреждениями и благами культуры.
9. Создание условий для формирования эстетически ценной архитектурной и иной предметной среды.
10. Поддержка научных исследований в сфере искусства и культуры.
11. Развитие образования в сфере искусства и культуры.
12. Законодательное обеспечение государственной культурной политики
Данный законопроект находится в работе по меньшей мере с 2011 года, Президент сформулировал свое видение культурной политики лишь в конце 2014 года[1]. Но законопроект до сих пор не был принят.
2 июля в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошли парламентские слушания на тему: «О проекте Основ государственной культурной политики». Парламентские слушания были подготовлены Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре. В них приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти, научного и профессионального сообщества, творческой интеллигенции, специалисты и эксперты в области культуры и искусства. Важность и актуальность вынесенного на парламентские слушания вопроса была подчеркнута участием в них Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.
Советник Президента РФ, глава Совета при Президенте РФ по русскому языку В.Толстой подчеркнул, что культурная политика должна учитывать региональную и национальную специфику российских регионов. «Никакая унификация и стандартизация не может быть применена в нашей многонациональной стране» [2].
Требуется обеспечить государственные управленческие технологии в культурной сфере, обозначить проблемные точки, разграничить культуру и коммерческую деятельность.
По мнению участников парламентских слушаний, одна из целей государственной культурной политики, в центре которой должен находиться человек, заключается, прежде всего, в изменении отношения к культуре, повышению общественного статуса культуры, а следовательно, взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам сохранения и развития отечественной культуры.
В государственной культурной политике существует круг проблем, из которых, на наш взгляд, особо выделяются следующие:
1. Смешение критериев управления в разных культурных зонах
2. Непрозрачность выбора при распределении государственных средств на культуру
3. Отсутствие явных принципов взаимодействия гражданской культуры и государства
4. Отсутствие очевидных приоритетов государственной культурной политики
5. Слабая и непоследовательная государственная политика в области цифровой культуры [4].
Основные тенденции развития государственной культурной политики по данному кругу проблем видятся следующими:
— способствование постоянному усложнению и структурной иерархизации системы ценностных ориентации и параметров идентичности российского общества и, напротив, препятствование развитию тенденций к их упрощению,
— восстановление и повышение социального статуса интеллигенции как носителя наиболее сложного комплекса ценностных и самоидентификационных установок, повышение социального престижа самого феномена интеллигентности, интеллектуального труда, эрудированности, знаний и т п От масштаба и глубины влияния, от нравственного и интеллектуального авторитета интеллигенции в обществе в значительной мере зависят процессы демаргинализации общественного сознания и желаемое усложнение его ценностных ориентации,
— восстановление социального статуса и престижа понятия «идеология», однако не в его прежнем, однобоко политизированном виде, а именно как комплекса общественно предпочитаемых и реализуемых государством ценностных ориентации, новой социокультурной аксиологии, идеология является объективно необходимой компонентой любой формы коллективного бытия людей, и не следует смешивать политический плюрализм с деидеологизацией общества (тес разрушением всех его ценностных ориентиров), российская национальная идеология должна занять подобающее место в нашей жизни,
— стимулирование активной научной проработки актуальных вопросов новой российской аксиологии и идентичности, быстрейшее внедрение этих разработок в содержание школьного и вузовского образования, пропагандирование их в средствах массовой информации и в содержании рекреационных (досуговых) мероприятий,
— корректировка государственной социальной, национальной, научной и образовательной политики в сторону их большей взаимосвязи с задачами культурной политики, разработка ряда комплексных государственных программ, объединяющих усилия перечисленных направлений политики в решении задач более полной социализации человеческой личности, усложнения ее ценностных и идентифицирующих установок, форм социальной престижности, ориентации на различные референтные группы Более сложные ценностные запросы естественным образом откорректируют массовый социальный заказ на предпочитаемые формы, содержание и качество продукции профессиональных культуротворческих институтов (художественных, издательских, информационных, досуговых и т п ),
— отказ от марксистской догмы об абсолютном приоритете экономики в общественном развитии, признание приоритетности культуры (конечно, не в узко художественном значении, а как совокупности ценностно откорректированных форм общественной жизни), науки и образования или, по крайней мере, их равноценности политическому и социально-экономическому аспектам национального бытия, осмысление их подлинного места в совокупном национальном богатстве страны и переход к обеспечению (как государственному, так и стимулируемому внебюджетному) культуры, науки и образования в соответствии с их объективным социальным статусом
Культурно-информационная, культуроохранная и прикладная культурно-организационная сфера во многих отношениях нуждаются в серьезной модернизации, причем не столько технической, сколько теоретической, пересмотре своего категориального аппарата, социальных и культурных целей и задач деятельности, в осмыслении новых параметров социального заказа на содержание, формы и методы этой работы. В этой области наиболее актуальна политика развивающая, связанная с активными фундаментальными исследованиями в названной области, серьезно корректирующими само социокультурное содержание этой работы, разработкой и внедрением новых технологий и методов, средств информационного и технического обеспечения, наукоемкого усложнения характера деятельности и уровня подготовки специалистов [7].
Достижение поставленных в Основах государственной культурной политики целей и успешное решение сформулированных задач невозможно в рамках существующей системы государственного управления. Необходима достаточно глубокая реформа этой системы, в процессе которой она должна быть сущностно перенастроена на иные приоритеты, в основу оценки ее эффективности должны быть положены иные - ориентированные на приоритеты культурной политики показатели.
Цель государственной культурной политики - духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры.
В данной работе мы также рассмотрели основные принципы и задачи государственной культурной политики, а также очертили круг проблем, которые кажутся нам наиболее значимыми:
1. Смешение критериев управления в разных культурных зонах
2. Непрозрачность выбора при распределении государственных средств на культуру
3. Отсутствие явных принципов взаимодействия гражданской культуры и государства
4. Отсутствие очевидных приоритетов государственной культурной политики
5. Слабая и непоследовательная государственная политика в области цифровой культуры.
Также в контрольной работе отмечены перспективы развития государственной культурной политики, которые напрямую связаны с решением существующих проблем.
Анализ деятельности муниципального учреждения культуры «___________" показал, что цели, задачи и приоритетные направления деятельности МУК «_______» в целом соответствуют основным направлениям государственной культурной политики России с соблюдением её общих принципов, хотя некоторые направления, которые были рассмотрены в новом проекте закона о культуре, всё же оставлены без внимания.
В процессе принятия нового закона о культуре, по мнению А.Я. Флиера, должна быть осуществлена корректировка функций ряда министерств и ведомств, их полномочий и зон ответственности, должны быть усовершенствованы межбюджетные отношения, скорректированы существующие и приняты новые нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере культуры и культурной политики. Также должна быть проведена реформа понятийной, организационно-правовой, институциональной и методической стороны регулирования отношений в этих сферах [7].
- Комментарии к проекту ФЗ «о культуре в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2015/8/24/kommentarii_k_proektu_federalnogo_zakona_o_kulture_v_rossijskoj_federacii. – Дата обращения: 10.02.2016.
- Культурная политика России: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/11467. – Дата обращения: 10.02.2016.
- Проект «Основы государственной культурной политики». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rg.ru/2014/05/15/osnovi-dok.html. – Дата обращения: 02.02.2016.
- Перспективы культурной политики в РФ. Тезисы Liberty.ru к заседанию секции "Современная культура" форума "Стратегия 2020". [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.liberty.ru/Themes/Perspektivy-kul-turnoj-politiki-v-RF.-Tezisy-Liberty.ru-k-zasedaniyu-sekcii-Sovremennaya-kul-tura-foruma-Strategiya-2020. – Дата обращения: 08.02.2016.
- Резчиков, А. Путин утвердил основы культурной политики России / А.Резчиков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vz.ru/politics/2014/12/24/636026.html. – Дата обращения: 02.02.2016.
- Устав МУК «АГКЦ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.agkc29.ru/docs/page/3. – Дата обращения: 10.02.2016.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
|