Главная » Файлы » Контрольные работы |
17.11.2017, 12:07 | |
Оглавление
I. Олимпийские игры в Москве 1980 года II. Особенности режиссуры и постановки И.Г. Шароева Список использованных источников
I. Олимпийские игры в Москве 1980 года1.1 Церемония открытия игрXXII летние Олимпийские игры проходили в Москве (СССР) с 19 июля по 3 августа 1980 года. По просьбе Оргкомитета Игр XXII Олимпиады Всесоюзный научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации изучил результаты наблюдений московской погоды почти за 100 лет. И был сделан вывод, что самая тёплая и ясная погода летом в Москве бывает во второй половине июля — начале августа, и именно в эти сроки было решено провести олимпийские соревнования. Открытие Игр XXII Олимпиады состоялось 19 июля 1980 г. Местом проведения церемонии открытия была выбрана Большая спортивная арена Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Согласно сценарию, 19 июля в 16.00 над Лужниками раздался перезвон кремлевских курантов, а затем из громкоговорителей послышались торжественные звуки праздничной увертюры Дмитрия Шостаковича. На церемонии открытия, репетировать которую начали за год, из 80-ти участников Московской Олимпиады 16 европейских сборных шли не под своими флагами, а под флагом МОК - белым флагом с пятью цветными кольцами, символизирующими пять континентов. Команда Новой Зеландии шла под знаменем НОК - черным флагом с пятью белыми кольцами. То же самое было и с гимнами. Во время награждения спортсменов-победителей из этих стран звучал олимпийский гимн «Дети удачи». В начале церемонии открытия ХХII летних Олимпийских игр на арену вышли юноши и девушки в древнегреческих одеждах, сопровождаемые тремя квадригами. Эта процессия олицетворяла преемственность идей античных Олимпийских игр современным олимпийским движением. Шестнадцать национальных сборных, все-таки приехавших на игры вопреки решению своих государств, маршировали по стадиону под знаменами МОК или своих Олимпийских комитетов: это были представители таких стран, как Австралия, Андорра, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Пуэрто-Рико, Сан-Марино, Франция и Швейцария. По традиции шествие спортсменов открыла спортивная делегация Греции, а завершила делегация Советского Союза — страны — хозяйки игр. Затем на экране появилось поздравление космонавтов Леонида Попова и Валерия Рюмина, после чего слово предоставили президенту Международного олимпийского комитета лорду Майклу Килланину, который после произнесения краткой речи передал слово Брежневу, объявившему Олимпиаду открытой. После выступления Брежнева знаменосцы внесли на стадион олимпийский флаг, который сопровождали двадцать два спортсмена с белыми голубями в руках. Затем олимпийское полотнище поднялось на флагштоке, а голубей выпустили в ожидании апофеоза действия — прибытия факела с олимпийским огнем. Его на стадион принес трехкратный олимпийский чемпион Виктор Санеев, который, сделав круг по беговой дорожке Лужников, передал огонь баскетболисту, олимпийскому чемпиону 1972 года Сергею Белову, который и разжег огонь в чаше стадиона. Над рядами Восточной трибуны возникла импровизированная дорожка из белоснежных щитов. Белов пробежал по ней, подняв пылающий факел высоко над головой. В танцевальных и спортивных сюжетах церемонии открытия, длившейся около трех часов, участвовали свыше 16 тысяч спортсменов, самодеятельных и профессиональных артистов. Церемонию открытия Игр дополнял импровизированный «экран» из зрителей, показавших 174 «картины». Экран создали на Восточной трибуне стадиона 4,5 тыс. специально подготовленных людей, у каждого из которых имелись наборы разноцветных флажков, съемных манишек, рисованных панно и шапочек. Меняя их, люди меняли и рисунки. Под конец на импровизированном «экране» возникло изображение Земли, на которой красной звездой символически была отмечена столица Олимпиады-80 — Москва. Официальная часть церемонии открытия Игр XXII Олимпиады в Москве завершилась исполнением гимна Советского Союза, после чего начались спортивно-художественные выступления. 1.2 Закрытие Олимпиады-80Церемония состоялась 3 августа 1980 года на Олимпийском стадионе «Лужники». За время игр спортсмены разных стран и болельщики стали одной большой семьей. Было очевидно: человеческие возможности велики. Нацеленные на мирные спортивные победы, они разрушили языковые и политические барьеры. В половине шестого вечера прозвучало сообщение о том, что соревновательная программа Игр успешно завершена. Зрелище началось парадом атлетов. Вышли знаменосцы, затем спортсмены. Колонна не делилась на страны и народы. На флагштоках взметнулись греческий и советский флаги. Были исполнены гимны этих стран. Согласно правилам церемонии закрытия, должны были поднять флаг США, где должны были пройти летние игры 1984 года. Но в разгар «холодной» войны пошли на компромисс и подняли флаг города Лос-Анджелеса. Лорд Килланин объявил Олимпиаду закрытой. Уходящий руководитель МОК призвал не использовать подобные мероприятия как средство политического протеста. Белый Олимпийский флаг был медленно опущен под звуки Олимпийского гимна. В 20 часов 10 минут спортсмены (8 человек) унесли спущенный олимпийский флаг. К чаше с Олимпийским огнем подошли девушки в туниках и образовали композицию, напоминающую древнегреческую фреску. Огонь в чаше, рожденный в Олимпии, стал медленно угасать. Пять раз прозвучал салют. Многие зрители на трибунах плакали. Впервые за все время табло стадиона отражало не преодоленные минуты, секунды, метры, а стало экраном необычного кинотеатра. Люди увидели короткометражный фильм, где самые яркие моменты повторились вновь. Борцы, гимнасты, пловцы, многоборцы, бегуны и другие герои летней московской Олимпиады покинули арену. Зрители оставались на трибунах. Казалось, что грядущая загадка – сверкающее красками шоу Иосифа Туманова - предназначается только им – самым верным, громким, искренним. В этот миг спорт и искусство слились воедино. Вечернее время было подобрано не случайно: когда гаснет день, пространства превращаются в таинственный фон для грандиозного светового шоу. Пиротехника не планировалась. Свет то приглушался, то вспыхивал вновь, действие продолжалось! Вскоре стало ясно: спортсмены ушли, чтобы вернуться! Зрители, только что наблюдавшие за выступлениями танцевальных коллективов, увидели, как сильнейшие акробаты мира, Европы, СССР присоединились к спортсменкам, дружно выполняющим упражнения с лентой-шарфом. Те, кто присутствовал на закрытии, свидетельствуют: невозможно забыть, как на арене вырос и расцвел чудесный цветок из гибких, ладных тел! В это время в пространстве под трибунами томился Мишка. Огромную, готовую к «взлету» куклу пришлось сдувать и надувать вновь: она никак не проходила по габаритам желоба, направляющего ее на стадион. Пока решался технический вопрос, шоу продолжалось. Поле превратилось в огромную площадь для русских народных гуляний. Кружился хоровод, звучали залихватские гармошки, балалайки. Не обошлось без огромных матрешек. Их вывезли на грузовиках. Словно в сказке вырастали березки, выплывали белые лебеди – художественный фон создавали на трибунах пять тысяч человек, вооруженные цветными планшетами. Сменяющихся картин насчитывалось более ста пятидесяти! Завидная слаженность действий! Сбоев не наблюдалось. На экране художественного фона, выполненного из цветных щитов, возник образ Миши, символа Олимпиады-80. Некоторое время он плыл по стадиону, удерживаемый группой сопровождения. Поравнявшись с пламенеющей чашей, талисман стал прощально махать лапами трибунам, на которых становилось все тише: сказочному Мише настало время отправляться в свой сказочный лес. Это слова из песни, под которую любимец покидал «Лужники». Появилась надпись «Доброго пути!», и из глаза медведя покатилась слеза. Он улетал, согласно плану, поднявшись вверх на три с половиной метра, стал удаляться со стадиона мимо чаши, под затуманенные слезами взоры зрителей. Одновременно с подъёмом медведя в небо, звучала песня композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова. К слову, первоначально слезы не было в сценарии, однако на репетиции держащий один из щитов статист по ошибке поднял его вверх не тёмной, а светлой стороной. Когда руководитель сказал поменять сторону, приказ стали выполнять все статисты ряда. Прокатившаяся волна сразу всем напомнила слезинку, в таком виде её и включили в церемонию. Впоследствии выяснилось, что «слезой» символа Олимпиады-80 был полк солдат, по команде перевернувших определенную часть панно. Затем на арену стадиона вступил оркестр, выполнивший под звуки марша ряд перестроений. Затем на поле стадиона вышли спортсмены, которые синхронно выполнили упражнения, каждый из своего вида спорта.
II. Особенности режиссуры и постановки И.Г. Шароева«Режиссер – образ многоликий. Наверное, нет ни одной другой специальности в искусстве, так связанной с людьми, как режиссерская». Шароев Иоаким Георгиевич – режиссер, педагог, сценарист. Народный артист СССР. Профессор, академик (Международная Академия творчества). После окончания Центральной музыкальной школы-десятилетки при Московской консерватории Шароев поступил на режиссерский факультет ГИТИС. Творческая деятельность Шароева устремилась по нескольким направлениям: 1-режиссура оперных спектаклей; 2-постановка массовых представлений, 3-эстрадных, концертных программ; 4-педагогическая деятельность. 1954-1959 – режиссер московского Большого театра (постановка оперы «Сельская честь» А. Масканьи, 1957). С 1960 - Шароева приглашают главным режиссером Московского театра эстрады. Не удовлетворяясь обычными сборными программами, которые шли в театре, Шароев экспериментирует, осуществляя постановки синтетического плана «Пришедший в завтра» А. Липовского и И. Шароева (о В. В. Маяковском). И «Утром после самоубийства» Н. Доризо. С середины 60-х годов Шароев увлекся постановкой массовых представлений, больших программ на стадионах, во Дворцах спорта, КДС. Используя опыт Мейерходьда, К. Марджанова, Н. Охлопкова, Шароев теоретически обосновал и практически доказал значение искусства массовых представлений, возможность приобщения к праздничному действию самого широкого зрителя. Ему принадлежат сценарии и постановки театрализованных представлений культурной программы «Олимпиада-80», посвященного 600-летию Куликовской битвы (1980), праздника «Виват, Россия!» и множество других. Особое место в творчестве Шароева занимали Декады и фестивали искусства России в союзных республиках, широко проводившиеся в 60 – 70-е гг. В 70 – 80-е годы было очень популярно проводить в разных странах Дни СССР, РСФСР, Москвы, различные фестивали искусств. Этим показам придавалось общественно-политическое значение. И. Г. Шароеву довелось ставить концерты-спектакли в Мадриде, Хельсинки, Афинах, Белграде, Софии, Будапеште, Праге, Берлине. Он не раз возглавлял делегации Союза советских обществ дружбы (ССОД) и общества «Родина», члены которых давали концерты во Франции, ФРГ, Канаде, Америке, Индии и на Цейлоне… И. Г. Шароеву принадлежат также сценарии и постановки многих приуроченных к различным датам и политическим событиям праздничных программ в КДС (60-80-е годы) с участием артистов академических театров, эстрады, цирка, самодеятельности, включением кинокадров; постановщик добивался органического сочетания героики, патетики, романтики, лирики, юмора, сатиры. Для режиссерского почерка Шароева этого периода характерны яркая зрелищность, неожиданность сценических решений, стремление к крупномасштабным образам, особое ощущение сценического ритма. Талант режиссера в соединении с блестящим организационным даром позволяет Шароеву «железной» режиссерской рукой создать свой постановочный «штаб», руководить огромной армией исполнителей. В 1964 в ГИТИС возник экспериментальный курс режиссеров эстрады, подобный опыт был первым в мировой практике. Вскоре под его руководством была создана кафедра режиссеров эстрады и массовых представлений, затем факультет эстрады, который стал готовить не только режиссеров, но и актеров разных жанров, эстрадоведов, звукорежиссеров, организаторов концертной работы. Кафедра эстрады и её бессменный руководитель И.Г. Шароев начинали с нуля: не было учебников, разработанных планов, кадров преподавателей. Она росла, укреплялась и становилась в ряд с другими традиционными кафедрами ГИТИС; теория рождалась «на ходу», без отрыва от практики. К учебному процессу И. Г. Шароев привлекал выдающихся мастеров эстрады И. Набатова, Л. Мирова, Л. Маслюкова, С. Каштеляна и др., чей уникальный опыт обогатил учебный процесс. Все эти годы успешно работало вечернее отделение, которое окончили многие, ныне действующие, выдающиеся мастера эстрады. Из выпускников кафедры и студентов старших курсов в конце 80-х гг. постепенно стала формироваться «Мастерская Шароева». В работе со студентами раскрылись новые качества его режиссуры – умение работать в условиях маленькой сценической площадки, «выгодно» представить начинающего актера, раскрыть его индивидуальность. Острота сатиры, хороший юмор, общая постановочная культура принесли успех спектаклю-кабаре «Гласность», представленному на Всемирном сатирическом фестивале (США, 1987). В репертуаре Мастерской спектакли «Запасайтесь, дьяволы, гробами» - инсценировка рассказов М. Зощенко, одного из любимых авторов Шароева; «Начальная смеховая школа» (сценарий И.Г. Шароева и режиссера А. Одиноковой по произведениям М. Жванецкого, А. Трушкина и др.); поэтический спектакль по стихам М. Цветаевой «Я обращаюсь с требованием веры…» - синтез музыки, вокала, поэзии, пантомимы; американский мюзикл «Русалка из шлюза № 7» Э. Сигмайстера, впервые поставленный на нашей сцене. Наряду с постановкой массовых празднеств педагогической работой Шароев в 1982 – 1987 руководит Музыкальным театром им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, где впервые на российской сцене поставил оперы «Битва при Леньяно» Д. Верди, «Орфей и Эвридика», Ф. Гайдна, «Доротея» и «Золотой теленок» Т. Хренникова и другие. Автор либретто опер Т. Хренникова, А. Флярковского, Ю. Чичкова. В эти же годы Иоаким Георгиевич поставил «Пиковую даму» в Мюнхене, «Иоланту» и «Сельскую честь» в Белграде. Ставил театрализованные концерты в Мадриде, Афинах, Хельсинки, Берлине, Будапеште, Варшаве и др. Начиная с 1956 года, Шароев был сценаристом и постановщиком ряда фильмов-опер, в том числе «Как Джанни попал в ад» Пучинни (Мосфильм), «Возвращение Коста» - приз на II Всесоюзном фестивале ТВ фильмов. В 1968 – 1973 И.Г. Шароев – художник-руководитель творческого объединения музыкальных фильмов «Экран». Автор восьми книг, в том числе учебника «Режиссура эстрады и массовых представлений» (2 изд. – 1983, 1994), книга «Музыка, которую мы видим». М., 1990. «Многоликая эстрада» (1995). Был председателем жюри на VII Всесоюзном, VI Всероссийском конкурсах эстрады, конкурсе игровых и развлекательных программ (1991) и др. Один из создателей Международного союза деятелей эстрадного искусства (1988), первый вице-президент Союза. Последней большой работой Шароева стала постановка в Большом театре оперы «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова.
Список использованных источников
| |
Просмотров: 941 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |