I. МОНТАЖ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА
В СЦЕНАРИЯХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Монтаж – это художественный метод соединения разножанрового материала. «При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные идеи, самые сложные ощущения эпохи, мира, времени, человека, человечества» (М. Ромм). Это искусство особого рода.
Монтаж – это сборка, стыковка друг с другом и песен, и танцев, и документов, и выступлений реальных героев, и многого другого, что составляет собственно ткань сценария. От того, насколько мы умело стыкуем, присоединяем один фрагмент к другому, один материал, стараемся противопоставить или оттенить другим, интереснее становится все действие в целом. Приемы монтажа нужно знать и не бояться, ими пользоваться. Мастерство придет со временем, но важно начать их осваивать в своей творческой практике, тогда у каждого организатора накопятся свои навыки.
Слово «монтаж» с французского переводится, как сборка, соединение. На данном этапе мы монтируем сценарий, начиная от монтажа единиц сценической информации (ЕСИ) и заканчивая непосредственно итогом работы.
Здесь хочется подробнее остановится на самом методе, так как монтажный метод является основным в работе над культурно-досуговыми программами.
Монтаж – это художественный метод соединения разножанрового материала. При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные ощущения. В культурно-досуговых программах соединяются песни, стихи, проза, видеокадры и т.д. Режиссеры должны уметь соединять из этого разнообразного материала монтажные фразы, из них – эпизоды, а из эпизодов, блоки и саму КДП [5].
Режиссер должен оперативно и на высоком идейном художественном уровне откликаться на те конкретные вопросы, которые в настоящий момент волнуют аудиторию.
Рассмотрение структуры театрализованного праздника без выхода в мир смежных искусств не может дать верного представления о его особенностях. Ни одно искусство не развивается изолированно. Если разложить драматургию театрализованных представлений на первичные элементы, мы обнаружим элементы всех видов искусств. Но взаимоотношения выразительных средств не сводятся в КДП к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество Средства идейно-эмоционального воздействия «факты жизни» и «факты искусства», взятые сами по себе, еще не в состоянии объяснить нам эстетическое своеобразие отдельного факта, выразить все богатство взаимодействия формы и содержания. Форма, как известно, не сводится к средствам, ее образующим. Средства лишь очерчивают границы своего искусства и вне метода обобщения не имеют решающего значения.
В театрализованном представлении таким методом является монтаж.
На службе у организатора театрализованного досуга состоят разные методы подбора, отбора и обработки материала для сценария и его воплощения. Опытный организатор, сценарист и постановщик владеет как минимум четырьмя главными методами.
1. Метод компиляции — самый распространенный в практике организаторов и сценаристов. Латинское слово «компиляре» означает в переводе «грабить». Объяснение этому переводу дополнительно не требуется, да и оправдываться в том, что мы действительно зачастую пользуемся «награбленным» материалом, не стоит.
Мы компилируем свой сценарий из чьей-то идеи, на которую набрали свой материал, или, наоборот, придумали сами и идею, и ход, и многое другое, но материал заимствуем из книг, материалов разных авторов и т.д. Нет ничего предосудительного в наших компилятивных действиях, поскольку этот процесс тоже является творческим и в результате нашей компилятивной или частично компилятивной работы все равно рождается неповторимое произведение для конкретной нашей аудитории.
2. Метод инсценирования. Методом инсценирования сценарист пользуется весьма часто. Инсценируются сказки, басни, рассказы и для отдельного показа их, и для включения небольших инсценированных фрагментов в концертах, вечерах, конкурсно-игровых программах и т.д.
3. Метод творческого монтажа разнородного материала. Монтаж - это художественный метод соединения разножанрового материала. "При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные идеи, самые сложные ощущения эпохи, мира, времени, человека, человечества" (М. Ромм). Это искусство особого рода.
Монтаж – это сборка, стыковка друг с другом и песен, и танцев, и документов, и выступлений реальных героев, и многого другого, что составляет собственно ткань сценария. От того, насколько мы умело стыкуем, присоединяем один фрагмент к другому, один материал, стараемся противопоставить или оттенить другим, интереснее становится все действие в целом. Приемы монтажа нужно знать и не бояться, ими пользоваться. Мастерство придет со временем, но важно начать их осваивать в своей творческой практике, тогда у каждого организатора накопятся свои навыки.
4. Собственно драматургический метод. Этот метод предполагает практически полную авторскую работу сценариста. Подобранный им материал и осмысленный им по-своему он решает наделить сюжетом, выстроить его по всем правилам драматургии, и чаще всего такие работы становятся его пьесами для ребят, театрализованными представлениями или другими формами, в которых присутствует сюжет.
Основным инструментом, который находится в распоряжении драматурга-режиссера при написании сценария, является художественный монтаж. Монтаж (от фр. подборка, сборка) – соединение в одно целое (по тематическому или сюжетному принципу) самостоятельных литературных произведений либо отрывков из них, а также кинокадров, фотоснимков, эстрадных номеров.
Есть различные виды монтажа. Хронологический монтаж эпизодов обычно используется в программах на историческую тему. В аналитически-ретроспективном действие развивается не от истоков к финалу, а наоборот. Наиболее продуктивным является ассоциативный монтаж, когда автор сценария постоянно прогнозирует реакцию аудитории, каждое действие в сценарии, ассоциацию, вызываемую у конкретной аудитории. И, наконец, существует конструктивный монтаж, когда сценарий создается по логической схеме.
Приемы художественного монтажа. В нашей работе существует только один вид монтажа – ассоциативный, т.е. соединение одного смысла с другим, рождает третий смысл. Этот монтаж может вызвать образные сравнения, ассоциации, придать новый смысл эпизоду. Все остальные приемы монтажа чисто технические, их количеству нет предела, как нет, и не может быть предела творческим поискам и открытиям.
Логическо-последовательный, он же – линейный – это прием монтажа, предполагающий формирование материала в хронологическом порядке, исторически, последовательно, природно обусловлено, в логически поступательном развитии. Каждый последующий эпизод логически продолжает содержание предыдущего (ход истории, ход времени…). Действие развивается по нарастающей.
Контрастный монтаж – основан на сближении, столкновении противоположных резко не схожих между собой явлений и элементов сценария. При применении этого приема ярче всего выявляется конфликт. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и номера, части эпизодов, как бы заставляя зрителя беспрерывно сравнивать два факта, два явления, два действия, одним усиливая другое. И тогда достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.
Параллелизм, параллельный монтаж – это прием монтажа, в котором параллельно могут развиваться две линии, два сюжета, две судьбы, внешне, вроде бы и не связанные, но имеющие огромный внутренний контакт. Этот прием используется в кинематографе. (Погоня, приближающийся поезд и ребенок на рельсах). Параллельным монтажом можно показать, с чем ассоциируется данное явление или действие и на что оно похоже.
Одновременность – действие происходит одновременно на нескольких площадках: на сценической площадке и на экране, или на нескольких экранах сразу, или в разных частях зрительного зала. В структуре массовых представлений и праздников это прием является одним из важнейших.
Лейтмотив (напоминание) – сущность его, подчеркивание основной мысли сценария. Лейтмотив чаще всего бывает комплексным, то есть в нем принимают участие все средства художественной выразительности. По этому принципу строится большинство тематических концертов, литературных композиций. Нередко лейтмотив становится стержнем композиции.
Ретроспективный приём или реминисцентный в режиссуре (воспоминание) – он состоит в том, что исполнение определенного эпизода прерывается другим эпизодом, повествующим о событиях прошлого. Это позволяет удачно связать настоящее с историей. (Частое повторение снижает интерес у зрителей).
Монтаж эпизодов – это то, что необходимо уметь делать сценаристу.
Монтаж не есть компиляция (составление сценария праздника из фрагментов разных сценариев разных авторов). Компиляция же, к которой так часто прибегают иные организаторы мероприятий – вообще опасная вещь. Мало того, что в переводе с латыни это слово обозначает «ограбление». В сценарии, составленном из обрывков чужих сценариев, в лучшем случае нет единства художественного стиля, в худшем же нет главного, что делает текст настоящим сценарием - единства мысли.
Классик режиссуры Пудовкин предостерегал: монтаж – это не сборка целого из частей. Это раскрытие связей между явлениями жизни [1].
В театрализованных представлениях отсутствует развернутое изображение человеческого характера, но это не значит, что в них невозможен сюжет. Тип сюжета будет изменяться в зависимости от предмета и жанра художественного изображения.
Включение в массовые формы культурно-досуговой деятельности местных фактов как одного из основных средств воздействия обязывает режиссера не столько показать факт, сколько дать возможность зрителю увидеть причины, его породившие, а значит, и убедить в его достоверности. В этом проявляется педагогическая состоятельность монтажа как способа исследования «фактов жизни».
Монтажная организация материала создает условия, при которых у аудитории возникают мысли не столько по ходу действия, сколько о ходе действия. Поэтому с педагогических позиций необходимо «факты жизни» и факты искусства» связывать между собой таким образом, чтобы узлы были очевидны, события не следовали одно за другим, а в промежутках между ними могло родиться суждение. Такой эффект рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей реакцию, заранее предусмотренную авторами.
Монтаж обладает способностью трансформировать точку зрения. Композиционные функции выполняет перестановка эпизодов и блоков сценария, например перемещение развязки на место завязки.
До включения в КДП «факт жизни» сам по себе эстетически нейтрален. Эстетическую значимость он приобретает, лишь заняв место в драматургической структуре сценария, которая создается в процессе реализации авторского замысла.
С помощью монтажа «факты жизни» возводятся в ранг искусства, наделенного эмоциональным и идейно-политическим содержанием. Все это характеризует обобщающее, синтезирующее свойство монтажа. Монтажный стык того или иного материала можно рассматривать как момент становления художественного высказывания.
Монтаж «фактов жизни» и «фактов искусства», скрывающий в себе «неизображенное содержание», включает зрителя в проблемную ситуацию, отражающую социальный конфликт, вызывая у него активизацию мыслительного процесса. Монтаж становится способом выявления основных общественно-политических ценностей культурно-досугового проекта, средством, организующим художественную форму и выявляющим сверхзадачу.
Работая над постановкой программ, нельзя полагаться на самоценность отобранного материала. Любой «факт жизни» или «факт искусства», некритически перенесенный в сценарий без организующей и направляющей работы мысли, обесценивается, оборачивается ложью. Характер сочетания материала может быть разнообразным, и не стоит принижать значимость такого свойства монтажа, как «сцепление». Напротив, на этом свойстве монтажа чаще всего происходит внутриэпизодное построение, где единицы сценической информации связываются сюжетно. Поскольку массовые формы культурно-досуговой деятельности объединяют весьма разнообразные виды документального и художественного материала, постольку он должен использовать все многообразие свойств монтажа.
Монтаж «фактов жизни» и «фактов искусства» — сложный процесс. С одной стороны, монтаж выступает как метод организации материала, с другой — как способ анализа «фактов жизни» и как средство воплощения сюжета.
Практика доказала, что специалисты чаще всего пользуются уже готовым материалом — «фактами жизни» и «фактами искусства». Их задача состоит в том, чтобы из готовой продукции создать идейно-драматическую основу будущего представления. Подобно кинодокументалисту, который зачастую пользуется уже готовым материалом, режиссер отбирает для воздействия «факты жизни» и, монтирует их с «фактами искусства» в соответствии с целью художественно-педагогического воздействия. Успешная реализация цели (на уровне организации сценария) зависит в основном от искусства монтажа.
Сценарий, воплощенный на сцене, может строиться на основе слова, изображения, монтажа, действия, жеста, а также их комбинаций. «Факты жизни» и «факты искусства» являются лишь средствами кодирования содержания, осуществляемого методом монтажа. Иными словами, не сами средства составляют содержание, а то, что возникает между ними в результате монтажа, — «неизображенное содержание».
Монтаж, воссоздающий целостность поставленного культурно-досугового проекта из разрозненных материалов, по своей сути есть синтез. Но ему предшествует предварительный анализ, расчленение явления на составные части, уяснение связей между ними.
Одной из функций монтажа является организация зрительского восприятия. Последовательность и логику авторской мысли зритель «читает» через монтажную организацию материала. Режиссерам необходимо помнить, что монтажным можно считать только такое соединение, которое дает скачок информации.
Существует много способов, с помощью которых можно создать у зрителя впечатление о значительно большем или меньшем времени. Все зависит от творческой фантазии режиссера, от знаний различных свойств монтажа, его функций.
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать общие выводы: без учета монтажной специфики, ее знакового характера невозможно успешное воздействие театрализованного представления на аудиторию. Необходимо осознать, что эффективность его всецело. Поэтому нецелесообразно полагаться на то, что сами средства воздействия («факты жизни» и «факты искусства»), даже отобранные на высоком качественном уровне, обеспечат воспитательный эффект. Монтаж выступает как:
1) анализ фактов жизни и фактов искусства;
2) синтез фактов жизни и фактов искусства;
3) конфликт фактов жизни и фактов искусства;
4) средство воплощения сюжета;
5) средство выражения авторской позиции;
6) драматургический метод организации материала;
7) средство художественной выразительности;
8) форма организации зрительского восприятия;
9) ритмическая организация эпизодов;
10) способ изменения жанра;
11) форма изменения сценического времени.
Поскольку нами рассматривалась работа над культурно-досуговми программами как художественно-педагогический процесс, то главным требованием являлись определение и обоснование составляющих его элементов. Мы определили, что в КДП во взаимодействии находятся:
цель — художественно-педагогическое воздействие;
средства воздействия — «факты жизни» и «факты искусства»;
форма осуществления воспитательных задач театрализованного
представления — ситуация художественной самодеятельности;
метод организации средств воздействия — монтаж.
Исходя из этого, можно заключить, что режиссерская работа над массовыми формами культурно-досуговой деятельности представляет собой планирование ситуации, которая осуществляется монтажной организацией «фактов жизни» и «фактов искусства» с целью художественно-педагогического воздействия на аудиторию [2].
Театрализация – это наличие в сценарии единого художественного сценического образа, для создания которого используются выразительные средства, присущие театральному действию. Театрализация – творческий метод создания сценария, суть которого сводиться к театрализации материала.
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – творческий метод создания сценария, суть которого сводится к театрализации материала.
Театрализовать материал – значит выразить его содержание средствами театра. При этом нельзя забывать, что театр диктует два главных условия: организацию сценического действия (зримое раскрытие драматургического конфликта) и создание художественного образа спектакля. Вот почему основа театра – пьеса. А основе театрализации – сценарий [2].
1. СЦЕНАРНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.
2. РЕЖИССЕРСКАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств [2].
Сценарий, как вид драматургии должен быть построен на определенной конфликтной ситуации, а также представлять ценность в художественном отношении.
Сценарная театрализация — это творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.
Режиссерская театрализация — это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.
Опыт позволяет наметить три вида сценарно-режиссерской театрализации.
Театрализация компилированного (или комбинированного) вида — это тематический отбор и использование режиссером готовых художественных образов из различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом (ходом). В практической массовой работе такой вид чаще всего применяется в театрализованном концерте.
Этот вид театрализации очень часто использовался в агитбригадных представлениях-обозрениях, где роль сценарно-режиссерского хода выполняла сюжетная канва, которая служит своеобразной связкой номеров. К разновидностям этой канвы относятся всевозможные «путешествия» на агитмашинах, агитпоездах, агитсамолетах и т. п.
Путешествие, как сквозной ход представления, использовалось и в клубной работе. Так, в театрализованном клубном представлении «Японские виражи» весь концертный зал на двести мест по замыслу режиссера превратился в салон воздушного лайнера. В экспозиционной части участники представления исполнили песенку-зонг, в которой они условились со зрителями, что зал — это салон самолета, а зрители его пассажиры. Распределив между собой роли: стюардессы, командира корабля, радиста, участники обеспечили «взлет» самолета. На протяжении всего полета пассажиры-зрители имели возможность видеть через круглый большой иллюминатор все то, что проплывало под крылом самолета.
В использовании первого вида театрализации режиссеру необходимо помнить главный закон — закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме, самобытности.
Театрализация оригинального вида — создание режиссером новых художественных образов согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Этот вид театрализации нашел широкое применение при создании сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа.
Документальный ряд, используемый в сценарии, придает ему публицистическое звучание только в том случае, если сам факт представляет общественную ценность. Сценарист, обращаясь к архивному материалу, прежде всего просматривает его через призму современности, злободневности и.актуальности использования. Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу: эмоционального развития мысли.
Театрализация оригинального вида — это более сложная форма создания сценария и представления, требующая не только организаторских навыков и поиска сквозного хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства в инсценировке документального материала, режиссерского умения поставить новый номер согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды документ и художественный материал. Создание этого вида театрализации требует больше репетиционного времени, чем создание театрализации первого вида.
Театрализация смешанного вида — это использование режиссером принципов первого и второго видов театрализации. В этом виде одна часть действия представляет собой компиляцию готовых текстов и номеров, вторая — создание новых.
Театрализация смешанного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера-организатора [7].
Все три вида театрализации в первую очередь используются для организации театрализованных тематических вечеров и массовых представлений, которые выступают либо в качестве самостоятельной формы культурно-просветительной работы, либо в качестве составной части массового праздника. Театрализация в сфере культурно-просветительной деятельности развивается по двум основным направлениям. Первое связано с ее рекреативной функцией (это – балы, маскарады, карнавалы и т. п.). Второе - связано с превращением жизни в художественную ценность путем создания на ее основе художественного образа. Оформление, краски, фейерверки еще не есть театрализация. Нужно искать ёмкий образ – обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера. Никакие внешние детали от театра не могут создать художественный образ. Они могут лишь усилить красочность, зрелищность, могут стать составной частью или штрихом в создании образа, но ими нельзя подменить самостоятельное образное решение эпизода или всего представления. В «золотом фонде» штампов внешней театрализации можно сделать подбор для любого театрализованного представления, монотонная иллюстративность подменяет собой интересную образную символику.
Основное использование театрализации относится к массовым представлениям, являющимся ведущей формой театрализованной массовой работы клуба.
Стадионное представление может быть как самостоятельным произведением, так и составной частью праздника. «Массовое представление может явиться театрализованной частью праздника и занять важное место в его структуре... Понятие же «праздник» — более широкое, чем представление. Праздник всегда отличается широким активным и творческим участием масс, поэтому и называется массовым». В театрализации как особом виде искусства выступает на передний план важнейший компонент массового представления – зритель, коллективный герой. Он жаждет такого массового действия, которое заставило бы его ассоциативно, восстанавливая в памяти факты и события собственной жизни, быть участником представления, включаться в него. |