Главная » Файлы » Контрольные работы

Тема: «Основы драматургии и сценарная композиция» часть 3
15.11.2017, 10:24

3.2. Композиция как жанр драматического искусства

Композиция как полнокровный жанр искусства родилась в 20-е годы прошлого столетия. Ее создателем считается замечательный актер, великолепный мастер звучащего слова — Владимир Николаевич Яхонтов. Композиции, составленные и исполненные Яхонтовым, в корне отличались от тех литературных композиций, которые до него уже жили в искусстве чтеца: яхонтовские композиции— это целый спектакль, настоящий театр. В них, по его словам, в борьбу вступили два искусства: театр и художественное чтение.

Говорить о яхонтовских композициях — это значит говорить и об их особой драматургии. Они были построены по принципу ассоциативного монтажа: различные факты Яхонтов сталкивал друг с другом при помощи ассоциаций, создавая этим неповторимый художественный образ. А столкновение двух таким путем созданных образов рождало третий, новый, и он в свою очередь устремлялся вперед дальше, к какому-то следующему «столкновению-взрыву» [8].

Яхонтов смело ставил рядом газетную статью и стихи, фрагменты из партийных документов, работ В. И. Ленина и художественные произведения. Такие неожиданные сопоставления вызывали особенный отклик зала. Он замирал и напряженно думал, тем самым, помогая исполнителю творить на сцене. Яхонтов никогда не пояснял своих ассоциаций, сопоставлений. Он обходился без комментариев, как бы заставляя зрителя самого додумывать все необходимое, мобилизовав для этого свою собственную память и знания. Большое значение Яхонтов придавал смене ритмов, стремительно толкающей действие композиции вперед.

Вот что писали о драматургии яхонтовских композиций критики тех лет: «Фрагменты различных текстов кажутся плотно приставшими друг к другу: швов не видно... не механическое, а органическое соединение кусков, соединение, убеждающее своей логичностью... Яхонтов не обставляет свое выступление никакой торжественностью и пышностью... Но здесь его подлинное мастерство; ничего случайного, все сделано, рассчитано, размечено. И все иск­ренно и просто». Именно так воспринимались его композиции «На смерть Ленина», «Ленин», «Пушкин», «Петербург», «Воина», «Надо мечтать», «Россия грозная» и другие.

Композиции «На смерть Ленина», «Ленин», «Октябрь» утвердили форму публицистического монтажа.

Композиции Яхонтова разнообразны. Если в одной он монтировал политические речи, текст ленинской работы «Что делать?», «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и поэму Маяковского «Владимир Ильич Ленин» («Ленин»), то в другой — сплетал отрывки из «Шинели» Гоголя, «Белых ночей» Достоевского и пушкинского «Медного всадника» («Петербург»).

Яхонтов-драматург неотделим от Яхонтова-исполнителя. Изящный, стройный, необыкновенно пластичный, всегда подтянутый, он обладал удивительной красоты тембра голосом. Неповторимый яхонтовский голос умел передавать тончайшие движения души его героев. Важным выразительным средством у Яхонтова становились отдельные предметы. Вещь у него — это метафора, образ, сравнение (например, в композиции «Петербург» зонтик становился то колесом кареты, то щитом; клетчатый плед мог стать старой шинелью, сукном, из которого Петрович кроит новую шинель, полостью саней).

Речь у Яхонтова: и голос, и интонации, и движения, и жесты, и вещи — подчинялось одному – мысли, динамично и логически развивающейся, всегда остро современной, волнующей не только самого автора, но и всех зрителей в зале.

Анализ творчества В. Н. Яхонтова дает возможность говорить о том, что композиция, построенная по принципу ассоциативного монтажа, — это особая разновидность драматургии. Как и пьеса, она предназначается для игры на сцене. Но конфликт в ней выстраивается с помощью ассоциативных связей отдельных фрагментов, которые объединяет единая мысль. Действие стремительно развивается благодаря резкой смене ритмов (стихи, художественная проза, драматические отрывки, газетный материал). А сами смонтированные литературные тексты предназначаются для актерского и чтецкого исполнения.

Творчество Яхонтова повлияло и на самодеятельную сцену, куда на смену «живой газете» и «синей блузе» тоже пришла композиция.

Театрально-литературная композиция — это особая разновидность драматического искусства, основанная на принципах ассоциативного монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию высокохудожественных, общественно-направленных литературных текстов, образующих на основе идейно-тематической общности целостное самостоятельное художественное произведение, предназначенное для коллективного исполнения школьниками.

Главная особенность, «изюминка» драматургии композиций заключается в том, что отдельные фрагменты в ней связаны при помощи ассоциаций. Она требует особо стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой и совсем неожиданной смены ритмов, использования музыки, технических средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы и т. п.), лаконичных деталей оформления, различного голосового звучания отдельных исполнительских эпизодов.

Для создания текста композиции принципиального значения не имеет, составлена ли она на основе какого-то одного или нескольких литературных произведений одного автора, по произведениям нескольких авторов. Главное — соблюдать основные законы ее драматургии.

Особенности драматургии композиции требуют ее особого внешнего оформления и исполнения. Это проявляется в определенной условности сценического оформления и обобщенности чтецкого искусства. Отдельные яркие, характерные детали оформления подчеркивают эпоху, помогают доносить идейный замысел, создают атмосферу действия и зрительского восприятия. Действенность, зрелищность композиций, широкое использование в них средств театральной выразительности.

Творческие задачи, которые ставит режиссер и сценарист перед студентами. Построить из отдельных сценических отрывков и произведений для художественного чтения с привлечением музыки, изобразительного искусства, дополнительных технических средств выразительности новое художественное произведение. Возможность выразить свою собственную точку зрения на окружающие события, свой взгляд на мир, дать свою нравственную оценку каким-то явлениям жизни, обосновать свою гражданскую позицию [8].

3.3. Принципы и методы построения
поэтических композиций и монтажей

Если в литературной композиции по одному прозаическому произведению логика изложения материала, композиционное построение центральной части налажены писателем, то в поэтических композициях и монтажах руководитель коллектива художественного слова, он же составитель, должен овладеть авторскими навыками и умениями для того, чтобы его произведение создало впечатление жизненного и действенного. Эти авторские свойства составителя проявляются в процессе монтажного соединения различных кусков текста и в расположении частей целого произведения в определенных пропорциях [1].

Монтажное соединение или «монтаж» означает – подборка, сборка. Но монтаж – это не только технология. Это метод художественного мышления, т. е. поиски глубоких идейно-философских связей между явлениями жизни.

Мышление совершается и развивается в свойственных ему формах – анализа, синтеза и сравнения, абстракции, обобщения и конкретизирования, формирования понятий, их классификации и систематизации. При этом «основными формами мышления являются анализ и синтез, которые выступают как конструирующий компонент всех других форм мыслительной деятельности». Эти формы мыслительной деятельности элементы логики чело­веческого мышления. Сознательное владение основными законами логики, т. е. способностью логически правильно мыслить, излагать – неотъемлемая часть процесса работы над художественным произведением, будь то поэтическая композиция или монтаж.

Существуют разнообразные принципы и методы логического развертывания материала, которыми необходимо руководствоваться в процессе монтажного скрепления отрывков текста. Это – исторический принцип, пространственный принцип, принцип повтора, ступенчатый метод, концентрический метод, метод контраста, метод аналогии, дедуктивный метод, индуктивный метод.

Исторический (хронологический) принцип

В поэтических композициях или монтажах, где речь идет о биографиях отдельных личностей или разворачиваются события исторического характера, этот метод наиболее удобен. Связующим звеном при этом принципе могут являться даты значительных событий.

Создавая монтаж о Пушкине, В. Яхонтов использовал именно хронологический принцип развертывания материала. Он пишет, что в финал вошли все стихи, посвященные лицейским годовщинам, и если исполнять эти стихи последовательно, они превращаются в большой монолог о несбывшихся надеждах, о сломленных судьбах. Следовательно, суть исторического принципа в том, что хронологически без одного события не могло произойти другое.

Пространственный принцип

Этот принцип характеризуется «географическим» расположением материала.

В одном из монтажей художественной самодеятельности, посвященном 60-летию со дня образования СССР, перечислялись достижения советских республик за 60 лет Советской власти. Помимо документальных данных, взятых из газет, в монтаж были включены стихи национальных поэтов. Стихотворения раскрывали темы патриотизма, дружбы народов, любви к родному краю. Создавалось впечатление огромного пространства нашей страны, нерушимого союза свободных республик.

Принцип повтора

Этот принцип соединения фрагментов применяется во многих видах искусства. В музыке это – тема-лейтмотив, которая через определенные промежутки времени вновь слышится в произведении, подвергаясь или не подвергаясь разработке. В поэзии повторяется, видоизменяясь или не изменяясь, какой-то единый образ, какая-то ритмическая фигура или какой-нибудь элемент сюжетного или мелодического порядка. В искусстве кино это многократный повтор сюжета или кадра.

В искусстве поэтической композиции или монтажа повтор выражается в использовании какого-то единого текста несколько раз и подчеркивает значимость поставленной проблемы.

Ступенчатый метод

Этот метод характерен последовательностью изложения темы. Суть ступенчатого метода сводится к созданию цепочки посылок и следствий, т. е. когда одно положение вытекает из другого. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась...»

«Я сделал ей предложение...». Вставив в письмо Пушкина поэтические строки его стихов, дается возможность более органичному рождению последних слов письма – решению жениться.

Концентрический метод

Этот метод заключается в том, что изложение строится вокруг единого центра. Все материалы концентрируются вокруг главной мысли, выраженной в названии произведения. Например, песня, которая пронизывает всю структуру монтажа при переходах от части к части. Она является как бы цементирующим началом всего произведения, подчеркивая его главную мысль.

Метод контраста

Очень доходчиво объяснял этот метод своим ученикам советский кинорежиссер и педагог Вс. Пудовкин: «Представьте себе, что вы расскажете о бедственном положении голодающего человека; рассказ будет впечатлять еще больше, если вы упомянете при этом о бессмысленном обжорстве богача». Пудовкин вскрывает суть внутреннего содержания метода контраста. Кроме того, поэтические композиции должны быть контрастны и по форме стихов, стоящих рядом друг с другом. Это означает, что стихи должны быть разной ритмической организации. Такое условие соединения продиктовано тем, что при исполнении стихи, написанные одним размером, сливаются. А закономерности исполнения поэтических композиций не включают такого момента. В форме монтажа внешняя контрастность в том и состоит, что чередуются разножанровые материалы — разнообразная проза и стихи.

Следовательно, используя в соединении материалов метод контраста, необходимо учитывать как внутреннюю, так и внешнюю сторону метода.

Поскольку контрастность — одно из всеобъемлющих свойств предметов и явлений окружающей нас действительности, использование метода контраста в соединении фрагментов композиции и монтажей придает произведению ощущение жизненности и правдивости.

Метод аналогии

Метод аналогии (или параллели) заключается в. том, что связывается материал, сходный в каком-нибудь одном или в нескольких отношениях. В результате такого расположения материала у слушателей возникает ассоциация, т. е. умозаключение: если два явления сходны в каких-то отношениях, то они, вероятно, сходны и в других.

Этим приемом тонко пользовался в своих работах В. Яхонтов.

Соединяя письмо Николая I и диалог статуи с дон Гуаном, Яхонтов проводил параллель между образами царя и командора. В сознании слушателей возникает образ правителя-жандарма России. И мысль, что никакое целенаправленное уничтожение личности не может сокрушить лиру поэта, звучит гимном всему творчеству Пушкина.

Метод аналогии приводит в движение разум и эмоции зрителей, т. е. заставляет воспринимать произведение искусства активно. Однако, используя метод аналогии при соединении материала, составителю следует помнить: аналогия должна проводится с чем-то хорошо знакомым аудитории. Только в этом случае достигается желаемый эффект. В противном случае зритель надол­го останется в недоумении: а к чему бы это? И пропустит дальнейшее развитие действия.

Дедуктивный метод

Это метод изложения материала, при котором от общих положений идут к частным положениям.

Индуктивный метод

Этот метод характеризуется обратным дедуктивному движением мысли от частного к общему.

В практике искусства композиции и монтажей методы и приемы логического развертывания материала используются во всем многообразии. Это значит, что в одном и том же произведении могут наличествовать сразу несколько принципов. В то же время произведение может быть смонтировано по одному из методов. Все зависит от замысла, решения режиссера-составителя. Однако следует особо подчеркнуть, что замысел, решение рождается от глубокого проникновения в проблемы, поднимаемые в произведении, от его идеи и сверхзадачи.

При составлении композиций и монтажей чрезвычайно важно соблюсти пропорции частей произведения.

 

 

4. СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА МАЛЫХ ФОРМ:
МИНИАТЮРЫ, ЗРИМОЙ ПЕСНИ

4.1. Факты, положенные в основу сценарно-режиссёрской разработки

В московском вузе выявлены массовые факты плагиата в диссертациях

31 января 2013

http://www.1tv.ru/news/social/225337

Грандиозный скандал разгорелся вокруг Московского педагогического государственного университета. Выяснилось, что диссертационный комитет присваивал научные звание за плагиат. Некоторые докторские и кандидатские почти полностью состоят из чужих материалов.

Повышение в должности, часто сразу до руководящих постов, и солидная прибавка к зарплате толкали порой на откровенный плагиат. В большинстве случаев некорректные заимствования составляли вопиющую часть текста - до 90%! Получается, от себя диссертанты добавляли лишь имя-фамилию и список литературы, иногда тоже не существующей. При этом некоторых работ уже после защиты почему-то вообще не оказалось в фондах библиотеки имени Ленина.

Сегодня на сайте вуза появилось официальное заявление о том, что работа диссертационного совета приостановлена, а в Минобрнауки отправлено заявление с предложением вообще его закрыть и рассмотреть вопрос о персональной ответственности должностных лиц.

История близнецов Уинклвосс (Winklevoss Twins). Двое парней решили создать социальную сеть университета Гарвард, но не обладая какими-либо техническими навыками, обратились за помощью к Марку Цукербергу.

Работая над проектом близнецов, к Цукербергу пришла идея Facebook и он отложил отправку обновлений близнецам до того момента, пока не запустил thefacebook.com. Близнецы подали на Цукерберга в суд за кражу их идеи, но проиграли дело, получив компенсацию в $160 000 000.

Идея наша, патентуют другие: слава российских изобретений за рубежом

http://www.aif.ru/society/science/12657

15:51 31/07/2009 Ян Копьёв

Российский изобретатель Владимир Локсеев в наши дни смастерил инвалидную коляску, на которой можно спускаться и подниматься по лестничным маршам. Продвинуть массовое производство столь необходимой для людей с ограниченными физическими возможностями коляски в России не удалось. В поисках «правды» изобретатель отправился во Францию. Его приветливо встретили в Университете Леонардо да Винчи, а дальше было следующее:

- Я думал, это серьезная организация - Университет Леонардо да Винчи, второй после Сорбонны университет во Франции. Я думал, это серьезные люди, они просто жулики. Они меня пригласили. А потом, по возвращении, мне сказали, что по «Евровидению» показали свою, то есть мою, инвалидную коляску. Так что скоро наши инвалиды будут покупать наши коляски у французов, - рассказывал переживший инфаркт изобретатель.

4.2. Осмысление факта

Осмысление данных фактов полностью отражено в статье «Пойман, но не вор» [Электронный ресурс: http://www.nnre.ru/nauchnaja_literatura_prochee/vorovstvo_i_obman_v_nauke/p46.php]. Проблема воровства в науке и его последствий для мира интеллекта то и дело выпадает из общественного поля зрения. В печати практически отсутствуют критические обзоры и разоблачительные статьи по этому поводу. А их отсутствие ведет, в свою очередь, к тому, что пока одни упорно грызут гранит науки, другие изо всех сил карабкаются на гранитный пьедестал, хотя их личный вклад в сокровищницу знаний может быть подведен только под «расходную» статью.

Эти присосавшиеся к научной кормушке люди неминуемо превращаются в лжеученых. Они, как правило, рядятся в доспехи > краденных у предшественников и современников выдающихся теорий, отличаются модными, но антинаучными взглядами и не пренебрегают приемами софистики, когда в очередной полемике пытаются во что бы то ни стало отстоять псевдонаучные идеи и ничего не стоящие открытия.

Чаще всего обворованному исследователю так и не удается восстановить свое доброе имя и приоритет с помощью суда.

4.3. Поиск яркой формы образного решения

Образное решение: некое типовое учреждение, где такие должности как Чиновник, Заместитель, Заместитель заместителя, Исполняющий обязанности заместителей не только отражают служебную иерархию, но и показывают отношение людей к своему делу, должности и сотрудникам.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Вановская Е. «Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене». Ленинград, 1989.

2. Вершковский Э.В. «Режиссура массовых представлений» Ленинград, 1974.

3. Генкин, Д.М. «Сценарное мастерство культпросвет работника» / Д.М. Генкин, А. Конович. - Библиотечка № 11 1984.

4. Генкин, Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы / Д.М. Генкин.- М.;1987. С.25 – 27

5. Катышева Д.Н. «Литературный монтаж» Москва, 1973.

6. Селиванова Е.Д. «Театрально-литературные композиции в школе» «Просвещение», 1982.

7. Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория / А.И. Чечетин. - М.: Просвещение, 1981.

8. Яхонтов В.Н. «Театр одного актера» Москва, 1958.

 

Категория: Контрольные работы | Добавил: Atana | Теги: основы драматургии, Яхонтов, разработка зримой песни
Просмотров: 2378 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar