Главная » Файлы » Мои сценарии |
24.05.2017, 15:49 | |
Сценарий интерактивного путешествия «Слово за слово», посвящённого Дню славянской письменности и культуры
Реквизит: волчок с верёвками, большие листы бумаги, платок Забавы, бруски (в корзине) и палки для городков, стенд, на котором размещены буквы алфавита, стол со списком славянских стран и глобусом, фломастеры, карандаши или кисточки с красками, картонки с пластилином, словарь старославянских слов.
Песня «У моей России длинные косички» В финале песни на сцене появляются Забава с красивым платочком и Любава корзиной, в которой брусочки для городков. Наряды в народно-лубочном стиле. Навстречу им выходят Таяна с глобусом, Веста и Цветана в северных сарафанах, рубахах, тащат стенд. Забава и Любава: Здравствуйте, девчонки! Вы тоже идёте праздновать День парков? Веста: И вам добрый день! Какой ещё день парков? Забава: Европейский день парков. Наверное будет что-нибудь интересное. Мы даже игры приготовили, повеселимся на славу! Таяна: А вот мы празднуем День славянской письменности и культуры. Любава: Уууу, звучит как-то скучновато… Веста: Зато это наш праздник, а не какой-то там европейский. Забава: Наш – это чей?! Таяна: Наш – значит, государственный, русский, славянский. Он общий для всех! Забава: Мне начинает нравиться ваш праздник! Мы тоже хотим принять в нём участие, и даже знаем народные игры! Одна - вот с таким платочком. А другая называется «Горелки». Любава: А еще одна с брусочками. Забава: Можем научить, если возьмёте меня на свой праздник! Таяна: Как не взять таких весёлых девушек! Любава: Ну а вы что на празднике делать будешь? Таяна: Я буду загадки загадывать! У нас всё будет по-взрослому – тут смекалка нужна! Заодно и познакомимся со старославянскими словами. Веста: А у меня есть очень хитрое задание для ребят. Одному с ним не справиться – обязательно нужна целая команда. И не какая-нибудь команда, а дружная и слаженная. Цветана: А я больше всего на свете люблю рисовать! И с удовольствием познакомлю всех со старославянской каллиграфией. Любава: Значит, мы будем праздновать все вместе! Забава: Мне уже не терпится, давайте, скорее, начнем наш праздник! Таяна: Самые смекалистые за мной! Веста: Самые хитрые за мной! Цветана: Самые творческие за мной! Любава: Самые меткие за мной! Забава: Самые шустрые за мной!
Колокольный звон – сигнал начала праздника, начала игры
Материалы для ведущих:
Станция Забавы Игра «Горелки» Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят: -Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! По окончании песенки двое ребят, оказавшиеся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! «Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары. (Чтобы не бегали по 2 часа, можно хором считать до 10. Если три раза никого не поймал – меняем). Или Дети идут, держась за руки, по кругу, Забава движется им навстречу по внутреннему кругу, или дети стоят, как удобнее. Становясь между двумя детьми, Забава должна махнуть платком сверху вниз, разделяя детей. Дети, между которыми остановилась Забава, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Забавы быстрее. Проигравший идёт по кругу вместо Забавы.
Станция Любавы Городки+слово на стенде
Кого-нибудь из детей можно взять в помощники. Из брусков выкладывается фигура. На расстоянии 5-6 метров становится участник, ему даётся палка для разбивания фигуры. Задача участника: разбить фигуру, сложенную из брусьев.
Станция Цветаны
Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала. Церы — это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова. Предложить ребятам написать что-нибудь на картонках с пластилином. Ещё писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила. Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале — пергамене. Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы. Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы). Аттракцион «Каллиграфия» Мастер-класс по написанию старославянских букв и слов. Детям предлагается написать своё имя на старославянском. Аттракцион «Глаза боятся, а руки делают» Начальные красивые буквы украшались, назывались «Буквицы». Красиво оформить букву алфавита. Детям дается лист А4, на котором изображена буква. Их задача, с помощью фломастеров и карандашей, интересно раскрасить букву.
Станция Весты Ещё в стародавнее время люди поняли, что только сообща они могут выжить, построить дома, вырастить урожай и улучшить свой быт. Давайте сейчас и посмотрим, какая из вас получилась дружная и слаженная команда. Ребятам предлагается, с помощью «волчка», командой нарисовать простые геометрические фигуры, далее задание усложняется, требуется написать слово на выбор – «ГЛАГОЛ» (слово), «ОТРОК»(подросток, юноша), «ПОЛУНОЩЬ» (север).
Ребята, если бы сейчас на машине времени мы с вами вернулись в век 8-ой, все ли мы поняли при общении со своими предками? (нет) Правильно, старославянский язык очень отличался от современного русского языка. У меня есть словарь, старославянских слов, который вы можете посмотреть. А знаете ли вы, как раньше на Руси назывались части тела? Давайте проверим. Разделить детей на две команды. Каждой команде изображение человека и таблички с названием частей тела. Ребятам необходимо их сопоставить. Предложить всем желающим соединить старославянское слово с его значением. Алтын - монета в три копейки, Баенка - баня, В аккурат - в самый раз, Давеча - недавно, Коконько - яйцо, Трескать - есть с аппетитом, Баской - красивый, нарядный, Всуе - напрасно, Выя - шея, Дроля - милый, дорогой, любимый и т.д.
На каждой станции дети получают жетончики. В завершении программы - вокальный номер и вручение сладких призов и дипломов.
| |
Просмотров: 697 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |